Вопрос. Собираюсь записывать сына в школу. Прочитала тест
в журнале, а там написано: если ребенок отвечает "нет" на вопрос
"Хочешь ли ты идти в школу?", то к школе он точно не готов. Почему
так? Какие еще есть признаки готовности-неготовности к школе?
Ответ.
Если ребенок отвечает
"нет", это значит, у него пока отсутствует учебная мотивация, желание
учиться, получать знания. А это - самая главная составляющая так называемой
психологической готовности к школе. Опыт показывает, что дети, идущие в школу
без осознанного желания, хуже справляются с учебой. Умные, но немотивированные
ребята часто попадают в разряд отстающих. Да и у нас, взрослых, лучше
получается любимая работа, не правда ли?
Мотивации
может не быть в силу возраста или обстоятельств жизни. Если ребенку больше 6,5
лет, стоит обратиться к психологу, который поможет разобраться в причинах
отсутствия мотивации. Ребенку может мешать, например, негативный учебный опыт
старших детей в семье или собственный, детсадовский опыт.
Какие еще требования выдвигают к ребенку новые условия школьной
жизни?
Готовность
действовать по образцу в соответствии с правилами - произвольность поведения.
Это значит, ребенок сможет решить пример, аналогичный прежнему, отступить
нужное количество клеточек в тетради и т.п. Принятие роли ученика
и готовность выполнять требования учителя, признание учителя значимым взрослым. Умение разделять реальность и фантазии.
Дошкольнику свойственно верить в сказки, а ребенок, готовый к школе, уже
понимает, как устроен мир, что бывает на самом деле, а что нет. Интеллектуализация
аффекта - способность ребенка думать о последствиях своих
поступков, предвосхищать результаты своей деятельности. Самооценка должна быть
адекватна или чуть-чуть завышена.
Оценить,
присутствуют ли эти качества у ребенка, вам поможет психолог.
Выделяют
еще так называемую педагогическую готовность к школе - считается, что будущий
ученик должен обладать определенным набором умений и навыков. Однако просто
овладение, скажем, чтением или письмом без психологической готовности к школе
вряд ли будет способствовать успешной учебе.
Вопрос. К
сентябрю дочери будет 6,5 лет. Она занимается народными танцами, ходит в
бассейн. Читает по слогам. Считает в пределах 20. Легко запоминает стихи. В
последнее время увлеклась раскрашиванием, делает это аккуратно. На занятиях ею
довольны. Отдавать ли ее в школу осенью? Не будет ли поздно через год? Вообще
можно ли опоздать в школу? И на что нам обратить внимание в смысле подготовки?
Ответ.
В нашей практике не было случая, когда ребенок пострадал бы оттого, что пошел в
школу позднее. Лишний год до школы, если задуматься, дает даже несколько
преимуществ. Во-первых, ребенок будет старше одноклассников, крепче физически,
с большим, чем у них, жизненным опытом. Это само по себе повышает самооценку и
создает условия для того, чтобы стать лидером, успешным человеком. Во-вторых,
оставшийся год можно использовать тоже в интересах ребенка. Если не знаете, чем
лучше заняться, - получите консультацию нейропсихолога. Этот специалист оценит
развитие вашего ребёнка, особенности организации его мозга и подберет
подходящие виды деятельности. Занятия танцами и бассейн способствуют хорошему
взаимодействию левого и правого полушарий мозга. Раскрашивание - хорошая
тренировка кисти, подготовка руки к письму. Опыт общения с разными педагогами
тоже очень ценен. И вот на что хотелось бы обратить внимание. Достаточно ли ваш
ребёнок играет со сверстниками - в
подвижные игры на улице, в сюжетно-ролевые, в настольные игры со строгими
правилами? Расширяется ли его кругозор, представления о живой и неживой
природе, занятиях людей, профессиях, географические познания? Умеет ли он
рассказать о том, что видел или о чем ему прочитали? Конечно, при очной
консультации рекомендации будут более полными. Часто говорят: более старшему
ребенку будет скучно в первом классе да еще по программе 1-4. Но этого нельзя
знать заранее. Надо начать учиться, и станет понятно: стоит перевести сына или
дочь в следующий класс досрочно, или ему в самый раз учиться именно здесь.
Вопрос. Как
подготовить ребенка к тестированию при приеме в школу?
Ответ.
Возможно, мы вас удивим, если скажем, что особая подготовка к тестированию не
требуется. Более того, она может быть даже вредна: в том случае, когда родители
пугают ребенка предстоящим испытанием или очень переживают, и их волнение
передается малышу. Это ощущение тревоги во время экзаменов может остаться с
ребенком на всю жизнь! Лучше и непосредственнее ведет себя на тестировании тот
ребенок, который просто считает, что идет записываться в школу, знакомиться с
учительницей. Вас беспокоит, сможет ли он ответить на вопросы тестов? Скорее
всего, да, ведь они базируются на обычных знаниях об окружающем мире, на
ежедневном опыте ребенка-дошкольника, которому читают книги, с которым обсуждают
увиденное... Кстати, толковый психолог при тестировании смотрит, насколько
хорошо будущий ученик умеет руководствоваться правилами. А правила ребенок
может освоить только в игре со сверстниками. Если ребенок научился играть
"по правилам", то он и в школе будет вести себя по правилам, как бы
перенося условия игры в реальность. Нет смысла "натаскивать" малыша
на тесты, как иногда хочется взрослым. Во-первых, у каждого психолога они свои
(хотя общие принципы соблюдаются), и "наученного" ребенка сразу видно.
Во-вторых, такая подготовка невротизирует ребенка. И в-третьих, по результатам
тестирования становится понятно, подходит ли данному малышу программа школы.
Это очень важно: ребенок должен учиться по программе, соответствующей его
уровню. Тогда он не будет чувствовать себя хуже окружающих его ребят и, самое
главное, чрезмерные интеллектуальные нагрузки не приведут к умственному
истощению. Если вы сомневаетесь в том, что ваш малыш готов к тестированию,
пройдите пробные тесты - ими владеют все психологи и нейропсихологии - и
получите рекомендации по подготовке к школе именно вашего ребенка.
|